Храм Успения Пресвятой Богородицы в Трахонеево
Год основания: 1764 г.
Престольный праздник:
Настоятель: Священник Сергий Кунегин
К северу от Химок, на правом берегу реки Клязьмы, находится село Трахонеево, которое в прежние времена имело еще два названия: Козодавлево и Успенское (по названию церкви Успения Пресвятой Богородицы).
Первое известное упоминание о Трахонеево найдено в духовной грамоте (завещании) князя Ивана Юрьевича Патрикеева (1419–1499), двоюродного брата Иоанна III, составленной между 1495 и 1499 годами: «А сел своих даю сыну своему Василию… Да ему ж даю у Москвы, на Клязьме, село Козодавле, и с деревнями, со всем тем, как было за мною». Следует заметить, что Козодавлево уже тогда было селом, то есть в нем стояла церковь. Это означает, что храму Успения Пресвятой Богородицы уже более 500 лет.
Мрачное название – Козодавлево –
объясняется фамилией первого известного владельца села — Якова Константиновича Козодавля из Дмитрова, который упоминается в документе 1498 года. Свое нынешнее название село получило по фамилии боярина Василия Юрьевича Траханиота (Траханиотова). Его отец, Юрий Мануилович Траханиот, грек по происхождению, приехал в Россию в 1472 году вместе с Софьей Палеолог, второй женой Иоанна III. Неоднократно он выполнял важные дипломатические поручения московского князя. Его сын Василий Юрьевич был боярином царя Иоанна III. Во время отлучек царя из Москвы он дважды приезжал к нему с известием о рождении у него сыновей, выполнял различные поручения царя. После смерти Василия Юрьевича вотчиной нераздельно владели его сыновья, царские казначеи Иван и Никифор Васильевичи Траханиотовы.
В последней четверти XVI века это была типичная подмосковная вотчина зажиточных бояр. В Писцовых книгах XVI века указывается: «За Иваном да за Никифором Васильевичами Траханиотовыми отца их вотчина: село Козодавлево на реке на Клязьме, а в нем церковь Успения Пресвятой Богородицы, деревянная, клетски, да два двора вотчинных, Иванов да Никифоров, два двора челядинных, да четыре двора людских, да у села мельница на реке Клязьме». В Писцовых книгах 1623–1624 годов это село значилось «за Иваном Никифоровичем, сыном Траханиотова, как вотчина отца его». В селе по-прежнему существовала деревянная церковь, «а в церкви образы и книги, и свечи, и на колокольне колокола... да в селе вотчинников, живут в нем деловые люди (то есть холопы, несущие военную службу)».
В Переписной книге 1646 года отмечалось, что в селе при Успенской церкви «находились поп Григорий... вдовий поп Петр». Спустя 32 года при Успенской церкви «находились поп Семен Яковлев, дьякон Архип Меркульев, дьячок Карпушка Нестеров, просвирница Анница Титова». С этого времени село стали называть Трахонеево. Спустя еще три десятилетия, в 1706 году, при церкви были дворы священника и причетников (церковнослужителей). Все это время село состояло из 8–11 крестьянских дворов.
С 1889 по 1899 год в церковноприходской школе законоучителем был священник Виктор Глаголев, а педагогом Белкина Надежда Кондратьевна, окончившая курсы в Мариинском епархиальном училище. В 1889/90 учебном году в школе занималось 46 мальчиков и 20 девочек, существовал «правильно организованный» певческий хор из восемнадцати учеников. В 1898/99 учебном году учительницу Надежду Белкину отметили за «особенную ревность и усердие по службе».
Значительную роль в жизни храма сыграла и семья Любочкиных, из поколения в поколение выполнявшая трудную и почетную обязанность церковных старост.
Храм был построен на месте разобранных колокольни и трапезной старой церкви. Односветный четверик бесстолпного храма перекрыт сомкнутым сводом, на котором поставлены пять покрытых серым железом луковичных глав: большая в центре и четыре изящные маленькие на барабанах по углам четверика. Все они заканчиваются золотыми кружевными крестами. Расчлененные полуколонками стены разделены лопатками на три прясла, увенчаны закомарами и кокошниками, украшены спаренными окнами в наличниках с килевидным завершением. Под карнизами церкви проходит пояс небольших аркатур. С востока к основному объему храма примыкает двухапсидный алтарь, с запада — небольшой притвор. К притвору пристроена трехъярусная четырехгранная колокольня. Углы двух верхних ярусов колокольни срезаны. Завершает колокольню низкий шатер с главкой. Колокольня повторяет элементы украшения церкви, но окна-проемы в ярусах заканчиваются арками.
Возвышаясь на вершине холма, церковь Успения была видна отовсюду, притягивая к себе взгляды. Ее колокольный звон был слышен в соседних селениях.
Сравнительно небольшое сельское кладбище за церковью, заросшее высокими деревьями, воспринимается как составляющая храма. Здесь похоронены зажиточные жители села Богомоловы и Любочкины, на средства которых была построена каменная церковь в конце XIX века. С храмом, что находится в подмосковном селе Трахонеево, тесно связана судьба русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева (1873–1950). Его мать, Евлампия Гавриловна (1847–1934), приобрела в этом селе на Клязьме имение с огромным фруктовым садом, аллеями, беседкой, прекрасными надворными постройками и домом. Лето там проводила вся семья. 14 июля 1895 года в Успенской церкви было совершено бракосочетание студента юридического факультета Ивана Шмелева с Ольгой Александровной Охтерлони. В этом же году под впечатлением пребывания в Успенском Иван Шмелев написал свой первый рассказ «У мельницы». Мельница эта находилась в излучине реки Клязьмы, чуть выше по течению от Трахонеево. Удивительно, но именно в 1895 году, в год первой публикации Шмелева, эту мельницу запечатлел на картине другой трахонеевский дачник — потомственный художник Павел Павлович Кузнецов.
После венчания молодые совершили поездку на Валаам. Перед путешествием было решено взять благословение у старца Варнавы из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры, того самого, у которого еще в детстве побывал Шмелев. Тогда он получил в подарок кипарисовый крестик — прообраз жизненных страданий и радости пребывания в Боге. На этот раз, положив руку на голову молодого мужа, старец произнес: «Превознесешься своим талантом...»
Даже после революционного 1917 года в церкви Успения Пресвятой Богородицы еще долго совершались службы. Ее закрыли предположительно в 1937 году. Во время войны храм пришел в запустение, обветшал. Иконы исчезли, церковную утварь растащили, роспись уничтожили. На кровле выросли березки. Небольшой деревянный храм, примыкавший к церкви с востока, находился в аварийном состоянии. Было опасно не только входить, но даже подходить к нему. Однако церкви Успения Пресвятой Богородицы удалось избежать участи быть полностью разрушенной.
А церковноприходская школа, построенная Константином Викторовичем Осиповым, исправно продолжала свою просветительскую деятельность до 1950-х годов: в ней располагалась Клязьминская начальная школа.
В 1970-е годы старую часть церкви разобрали, а в каменном храме разместили производственные мастерские «Росреставрации». В это время большим искажениям подвергся интерьер здания. В помещении храма установили станки для литейного производства. Старожилы говорят, что в мастерских отливали много скульптур, особенно Ленина и Сталина.
К началу 1990-х годов церковь Успения представляла собой жалкое зрелище, как снаружи, так и внутри, ее стены и пол были черны от копоти и грязи. В августе 1996 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, было принято решение о передаче Успенского храма Русской Православной Церкви. Восстановление храма осуществлялось объединением «Росреставрация» под руководством архитектора Е.А. Резвина.
28 августа 1997 года, спустя ровно год после возвращения церкви Московской епархии, прошло первое богослужение. В храм были возвращены старинные иконы, вновь мелодично зазвучали колокола, созывая прихожан со всей округи. Реставрационные работы по обустройству территории продолжаются и сейчас.
Духовному возрождению храма активно помогали жители Трахонеева. Первым проявлением этого было возвращение в церковь Иверской иконы Божией Матери. Ее в 1937 году вынесла из церкви и сохранила у себя прихожанка Татьяна Качурина. Она обернула большую икону тканью, положила в мешок и спрятала в сенях. Условия хранения были далеки от идеальных. Поэтому когда Татьяна принесла икону в храм, она была сильно повреждена. Отец Александр Золотов отдал ее на полную реставрацию. Сейчас этот образ особо почитается верующими. Татьяна Качурина сохранила и другие иконы — «Тайную Вечерю» и «Успение Пресвятой Богородицы».
Также немалую лепту в восстановление храма внес В.С. Скворцов, усилиями которого были проведены каменные работы как внутри, так и снаружи церкви.
Первым настоятелем после открытия храма был отец Даниил Тетерин. Его сменил священник Александр Золотов. С 2012 года настоятелем является священник Сергий Кунегин.
В центре храма находится большая икона Спасителя на резном металлическом аналое. На левой стороне в большом киоте — Игоревская икона Божией Матери в серебряном окладе. Эти иконы пожертвовала храму раба Божия Светлана. В правой части — киот с иконой преподобного Серафима Саровского. На средства прихожан и непосредственно при их участии приобрели большую икону Святителя Николая.
Особо чтимыми в храме являются Иверская икона Божией Матери, иконы святителя Николая и Преподобного Серафима Саровского с частицей мощей.
На прихрамовой территории расположены церковная лавка, библиотека, котельная. Строится деревянное здание воскресной школы с трапезной. Территория обнесена чугунной оградой на кирпичных столбах.
Храм Успения Пресвятой Богородицы является духовным православным центром, в который приходят жители новостройки ЖК «Город Набережных», заселяющегося «Загородного квартала» и прилегающих деревень — Клязьмы, Яковлево, Ивакино, Терехово, Свистухи, а также дачники и жители ЖК «Ивакино-Покровское».
Постановлением Правительства Московской области от 15 марта 2002 года храм Успения Пресвятой Богородицы в Трахонеево отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.
Часы работы храма: ежедневно с 9.00 до 15.00; по субботам с 8.00 до 18.00.
Тел.: 8 (495) 578-06-70.
Сайт храма: www.храм-успения-химки.рф
Адрес: Московская обл, г. Химки, квартал Трахонеево, д. 20.
Проезд: от станции «Химки»: автобус 29, маршрутка 62 до остановки «Свистуха».
К Успенскому храму приписана часовня во имя Святого равноапостольного великого князя Владимира
в квартале Яковлево. Она была построена в 2011 году на средства благотворителя Сафонова В.В., жителя Яковлево. 3 сентября 2011 года состоялось открытие и освящение часовни благочинным Химкинского округа игуменом Владимиром (Денисовым).